QR-код адреса статьи

Август-сентябрь 2005 года.

Поселок Лазаревское носит имя талантливого русского флотоводца, участника трёх кругосветных экспедиций, одного из открывателей Антарктиды, М. П. Лазарева. Именно он командовал эскадрой Черноморского флота, с борта которой высаживались десанты русских войск на Черноморском побережье Кавказа в период Кавказской войны, здесь были построены береговые укрепления (форты), одним из них стал форт Псезуапэ, который в 1940 году был переименован в Лазаревское.

Лазаревское — уютный небольшой поселок в составе города Сочи. Именно отсюда начинается климатическая зона влажных субтропиков. Благодаря влиянию Черного моря и высоких гор Кавказа в Лазаревском продолжительное лето и практически нет зимы, температура воздуха редко опускается меньше +5 градусов. Из-за климатических погодных особенностей в парках Лазаревского произрастают многие экзотические растения: пальмы, магнолии, кипарисы, эвкалипты, а последние розы отцветают только в декабре. Все это, а также ласковое Черное море и каменистые пляжи привлекают в Лазаревское огромное количество туристов и отдыхающих. Комфортабельные отели, гостиницы, санатории, пансионаты дадут Вам уют и у Вас останется приятное воспоминание об отдыхе в Лазаревском. А многочисленных туристов ждут интересные экскурсионные маршруты, которые познакомят их с ровесниками Египетских пирамид — дольменами, с многочисленными минеральными источниками, с каскадами водопадов срывающихся с высоких уступов гор, с тенистыми ущельями и таинственными пещерами.

Лазаревское 2005. Вторая неделя.

На второй неделе нашего пребывания мы решили поехать на экскурсию или на какое-нибудь другое развлечение.
Экскурсий много, стоят они по-разному. Купить билет можно в любой точке Лазаревского. Агенты сидят рядом с рекламными "раскладушками" на каждом перекрестке. Предлагают: обзорная экскурсия по г. Сочи, поездка на гору Ахун, в Самшитовую рощу, в Волконское, Мамедово ущелье, дольмены, в Тигровую пещеру, Чайные домики, на 33 водопада, в Дендрарий, на Красную поляну, озеро Рица и другие.

Мне захотелось на экскурсию с водопадами и ещё что-нибудь подобное. Но оказалось, что Виталя там уже был в другие годы, когда езди отдыхать в Адлер. Он, конечно, всё-равно предлагал поехать, но я передумала – ведь есть же и такие, куда я хочу, а он не был. Я давно мечтала покататься на лошадях. Это и стало нашей первой поездкой.
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Загрузились мы в транспорт недалеко от рынка и нас повезли на конюшни. Там все рассказали и показали.

Выдали каждому по лошади, объяснили, как на неё сесть

и мы отправились по сильно пересеченной местности нестройной цепочкой.
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Ощущения были захватывающими. Лошади, в основном, спокойные, маленького ребенка вообще усадили на жеребенка. Потаскали нас и по лесу кругами, по канавкам и склонам среди деревьев, дали покататься и на ровном поле и пофотографироваться.

Только вот скакать, кроме как через ямки, не позволили.

Провели нам и небольшую экскурсию по основной конюшне, где стоят разные жутко породистые скакуны – рассказали о каждой породе и показали
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Очень было интересно и познавательно.
Затем,мы вернулись к стойлам в поле, к тем лошадям, на которых катались

и попрощавшись поехали (смысле нас повезли) обратно.
Стоило это удовольствие 300 или 400 рублей с человека.

Следующее, что мы решили сделать – это отправиться на дайвинг. До этого мы никогда не погружались под воду. Было жутко интересно это попробовать. На человека выходило 1200 руб. Заплатив задаток и,сообщив свои размеры – одежды и ноги, стали с нетерпением ждать сего события. В назначенный день и час нас забрали от дома и мы поехали куда-то достаточно далеко на берег моря. Место было почти пустынное, заезжали на машине туда с трудом. Там нас ждала другая машина с нашим инструктором и костюмами с оборудованием.
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Мы одели гидрокостюмы, а наш инструктор всё подробно нам обяснил. Потренировались правильно дышать под водой и поплавать вдоль самого берега. Затем, он взял нас за руки и повел в глубину.

Мы плавали около получаса, мутная, конечно вода и всё вокруг серо-коричневое, но впечатлений – море! Выдели много рыб, целые стаи, были и довольно большие рыбы. Опускались не очень глубоко, так как у Виталика небольшие проблемы с ушами (по дороге домой даже немного кровь пошла). Инструктор почти всё время держал нас за руки, отпуская от себя всего пару раз на чуть-чуть. Пофотографировал нас под водой, дал пособирать ракушки и отвел обратно на берег.

Восхитительно! Замечательно! Хочется ещё!
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Только море хочется другого и для этого надо специально на отпуск отдельную статью расходов вводить.

На следующий день нам отдали сделанные фотографии и сдачу, которая случайно образовалась из-за их путаницы с водителем. 250 руб – не много, но были приятно удивлены.

Горы, видневшиеся за городком, манили к себе
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Вот мы и решили 1 сентября прогуляться в их сторону. Думали, может сходим на какую-нибудь экскурсию или просто прогуляемся сами.
В купленной нами карте Лазаревского коротенько описывались и местные достопримечательности. Вот там мы и прочитали про Крабовое ущелье.

Крабовое ущелье это увлекательная прогулка под пологом колхидского леса по экологической тропе (2040 м) с двумя водопадами, ландшафтными полянами, смотровыми площадками и деревянными мостиками. В каньоне Крабовый длиной 15 метров и глубиной 7 метров, по дну которого протекает кристально чистый ручей, водятся пресноводные крабы. Здесь можно увидеть таинственные гроты и «плачущие» скалы. Это чудесная прогулка по колхидскому лесу по прекрасно оборудованной тропе. Идеальное место для отдыха. Ландшафтные поляны, где можно отдохнуть с друзьями и семьями под пение птиц, шорох листьев, говор лесной речки. Прогуливаясь по тропе - выходим к ущелью "желаний". По дну ущелья протекает кристально чистый ручей, в котором водятся пресноводные крабы. Это большая редкость и говорит об идеальной экологии этих мест.

В крабовое ущелье мы решили пойти сами без экскурсии, так как это было не очень далеко от поселка. утром мы вышли из дому и решили пройтись пешочком по ул. Калараш до Крабового ущелья. Туду, вообще-то, идет автобус, но прикинув по карте ,что это вовсе недалеко ,мы отправились на своих двоих. Дошли прямиком по улице до указателя на наше ущелье и свернули. До входа в ущелье пришлось идти по лесу с крутыми спусками и подъемами довольно большое расстояние, как нам потом сказали, это всего 600 метров (по прямой, без учета спусков и подъемов), хотя нам показалось, что это расстояние составляет 1,5 - 2 км .
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Оплатив полагавшийся при входе сбор (можно было и не платить, а просто обойти это место, но сумма там совсем незначительная), мы решили не доплачивать за экскурсию, а пройтись самим по туристической тропе.

В каньоне мы видели несколько купелей, в том числе купель Адама и купель русалок, красивое ущелье, необыкновенную расщелину в скале.

Пройдя еще немного по ущелью, оказались у начала карстового каньона. Поначалу это просто миниатюрное ущелье - между его стенами метра 1.5 , затем стены ущелья почти смыкаются друг с другом . Мы словно в пещере неба не видно - прямо над головой фантастические наросты и натеки , напоминающие не то щупальца , не то крылья неведомой птицы. Полюбовавшись этим чудом природы, подходим к мостику через ущелье, названному "Мостиком "Желаний".
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

После мостика через ущелье тропинка заканчивается , приходится идти прямо по ручью ,

Нам сказали, что дальще до самого конца маршрута мало кто добирается - поворачивают назад, мы же решили попробовать.

Как же там красиво – много ущелий, купелей, есть водопадики, красивые тропинки,

Мы всё шли и шли вперед, то залезая вверх, то спускаясь вниз.
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Дошли мы и до того места ,где многие поворачивают назад

но мы этого делать не стали, а двинулись дальше

Слышали разговоры о том, что часть пути придется проделать вплавь
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

но мы всё прошли ни разу не залезая в купели, а по их краю

преодолевали все препятствия одно за другим. Пришлось полазить по скалистым берегам ручья , преодолевая завалы и пороги его русла , а впереди нас ждали еще пара водопадов повыше...

было весело и вот мы, наконец, дошли до конца маршрута
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

место называлось «Последний герой» - это последний высокий водопад в Крабовом ущелье. Мы оказались, как бы в каменном мешке , откуда вернуться можно единственным путем - тем которым пришли ...
Но мы не почувствовали себя героями – не так уж и сложен оказался маршрут, которым нас пугали. Зато тут не было никого кроме нас. Умывшись водой из стекавшего со склона ручейка и слегка перекусив , мы подумали, что всё же не хочется возвращаться той же дорогой и решили немного подняться в гору, пройти вдоль неё по направлению к выходу, а там уже спуститься.

Итак, мы двинулись вверх в гору. Склон становился всё круче и круче, но мы передвигаясь слегка в нужную сторону всё лезли и лезли вверх, мечтая достичь вершины этой горы. Ну, наверное, это, конечно скорее большие холмы…, но для нас это первое восхождение вверх.
Лазаревское 2005. Вторая неделя.

Ушли мы рано утром, а время приближалось к обеду. Вершина ну ни как не хотела покоряться. Мы немного устали и вода заканчивалась. А растительности на горе становилось всё больше, многие растения имели колючки, что было весьма неприятно, так как мы оба были в шортах.
Внизу слышались голоса других туристов, и мы решили спускаться, так и не достигнув вершины.
В дальнейшем, мы осознали одну истину «никогда не ходи в горы неподготовленным – не в той одежде и обуви, без еды и питья, без средств связи», даже, если ты пошел туда просто прогуляться на пару часов.